Главная » Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс

Комплект учебных пособий

В период с 2011 по 2013 год кафедра анатомии, физиолгии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВПО "НГПУ", выпустила комплект учебных пособий по дисциплинам специальности (профиля )«Безопасность жизнедеятельности».

Множество опасных ситуаций социального, природного и техногенного характера, ежедневно возникающих в мире, вызывает разрушение здоровья, материальных ценностей и окружающей среды. Поэтому дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» в новых ФГОС стала обязательной для всех профилей подготовки специалистов. Особенно важен этот курс для педагогов, военных, социальных работников, руководителей организаций.

Информируюем Вас о появлении первого в нашей стране межвузовского УМК из 29 учебных пособий по всем направлениям обеспечения БЖ и здорового образа жизни. Они созданы авторским коллективом шести вузов и четырех ведомств. Все пособия получили грифы УМО и ведущих Центров преподавания БЖ. Шесть базовых пособий этой серии по основам БЖ, ГО, медицины и ЗОЖ пригодны для обучения студентов всех гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных профилей.

О высоком качестве издания свидетельствуют девять наград книжных выставок (Университетская книга, Лучший издательский проект, Международная ярмарка интеллектуальной литературы и др.) в 2011-2013г. (нажмите на ссылку для перехода к странице "награды"). Учебные пособия начали массово использоваться в десятках вузов и сузов страны, а также в Казахстане и Беларуси, получили высокие отзывы экспертного сообщества.

Проведенный анализ в ходе министерских проверок выявил слабую обеспеченность ряда вузов пособиями по БЖ, например, по проблемам: национальной, информационной, криминальной, этнобезопасности, по организации органов БЖ, военной и гражданской обороны. В пособиях, изданных до 2011 года, положения Стратегии национальной безопасности, новые Законы и события последних лет не отражены.

Учебные пособия по профилю "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"


Наименование Авторы

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

 В курсе рассматриваются основные цели, задачи и базовые понятия дисциплины «Безопасность  жизнедеятельности», их диалектическая взаимосвязь, а также факторы, влияющие на обеспечение  безопасности на уровне личности, общества и государства. Большое внимание уделяется дестабилизирующим  факторам современности и профилактике их реализации, а также проблемам личной и национальной  безопасности с позиции здоровья и демографии.

 Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ГОС специальности 050104 – Безопасность  жизнедеятельности (профиль Безопасность жизнедеятельности педагогического направления бакалавриата) и  учебной программой соответствующей дисциплины, разработанной авторами. Комплекс содержит учебную  программу дисциплины, теоретический материал в виде пособия, вопросы к семинарским занятиям, вопросы для  текущего и заключительного контроля знаний, а также словарь основных терминов.

УМК предназначен для студентов педагогических направлений и специальностей (профиль Безопасность жизнедеятельности), с целью активизации самостоятельной работы, а также может быть полезен учителям общеобразовательных учреждений, преподавателям вузов и средних учебных заведений для изучения курса Безопасность жизнедеятельности.

Айзман Р.И.,Петров С.В.,Ширшова В.М.

Основы национальной безопасности.

 В учебное пособие включены вопросы по основным разделам курса «Безопасность жизнедеятельности», который  изучается во всех высших и средних специальных учебных заведениях. В каждую тему включены материалы для  теоретической подготовки; вопросы и задания для самостоятельной работы и проверки знаний. В приложении  дается примерная учебная программа курса, словарь основных понятий и список литературы.

 Данное пособие издается в общей серии «Безопасность жизнедеятельности» (Новосибирск: АРТА). Такой подход  позволяет обеспечить необходимую теоретическую и практическую подготовку по дисциплине, определенной  Федеральным государственным образовательным стандартом в качестве базовой.

 Для студентов высших и средних специальных учебных заведений всех профилей, преподавателей БЖ и ОБЖ,  аспирантов, методистов и учащихся старших классов.

Петров С.В., Пушкарёв Ю.В., Пушкарёва Е.А.

 Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

 Рассмотрена система правового регулирования во всех сферах обеспечения БЖ: социальной, природной,  технической, биологической, продовольственной, военной, охраны здоровья, и иных. Раскрыты организационно-  правовые основы деятельности различных ведомств, органов и организаций, участвующих в обеспечении БЖ. Во  все главы включены вопросы и задания для проверки знаний и самостоятельной работы. В приложении даны  рабочая программа курса, словарь основных терминов, список литературы.

 Для студентов ВУЗов и ССУЗов, преподавателей БЖ и ОБЖ, аспирантов, методистов и учащихся старших  классов. Ввиду актуальности темы рекомендуется широкому кругу заинтересованных специалистов по БЖ  различных организаций и ведомств.

Петров С.В., Петрова А.С.

 Социальные опасности и защита от них.

 Курс «Опасности социального характера и защита от них» ставит своей целью ознакомить студентов с  неблагоприятными социальными процессами и явлениями, с правилами безопасного поведения в различных  жизненных ситуациях, в том числе условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов.  Важно сформировать представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с  требованиями безопасности и защищенности человека для сохранения здоровья и жизни человека. Реализация  этих требований является одним из показателей защищенности образовательного учреждения, культуры  безопасности и качества образовательных услуг.

 Учебно-методический комплекс состоит из учебной программы курса, теоретического материала, вопросов и  заданий к семинарским и лабораторно-практическим занятиям, тестов для текущего контроля знаний и  глоссария. Учебно-методический комплекс построен в соответствии с Государственным образовательным стандартом и программой курса для студентов, обучающихся по всем педагогическим специальностям. Учебное пособие может использоваться студентами дневного и заочного отделений, обучающихся с применением дистанционных технологий, а также быть полезен для преподавателей безопасности жизнедеятельности средних специальных учебных заведений и учителей школ.

Гиренко Л.А.,Петров С.В., Слинькова И.П.

Криминальные опасности и защита от них.

  В пособии рассмотрены основные понятия, проблемы и угрозы криминального характера, наиболее важные  направления ее обеспечения, включая средства защиты личности от криминальных опасностей. Соответствует  требованиям примерной основной образовательной программы, составленной на основе федерального  государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по  направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности  жизнедеятельности»).

 Пособие состоит из теоретического материала и приложения, включающего рабочую программу дисциплины,  тесты для контроля знаний, а также словарь основных понятий. Оно построено в соответствии с ФГОС ВПО для  студентов, обучающихся по педагогическому направлению, профиль «Безопасность жизнедеятельности».

 Предназначено для студентов педагогических вузов, преподавателей безопасности жизнедеятельности высших и средних специальных учебных заведений, учителей школ, учащихся старших классов и специалистов в области образования.

Гумеров Г.Г.,Петров С.В.

 Опасности природного характера и защита от них.

 Данное пособие составлено в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом  (ФГОС) высшего профессионального образования направления Педагогическое образование (профиль  Безопасность жизнедеятельности) и учебной программой соответствующей дисциплины, разработанной авторами  курса. Пособие содержит теоретический материал, учебную программу дисциплины, вопросы для текущего и  тесты для заключительного контроля знаний, тематику рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ,  вопросы к зачету, а также словарь терминов.

 Пособие предназначено для студентов направления Безопасность жизнедеятельности, также может быть  использовано преподавателями средних и высших учебных заведений и учащимися старших классов  общеобразовательных учреждений.

Волобуева Н.А., Петров С.В.

 Безопасный отдых и туризм.

 Пособие предназначено для системы подготовки высококвалифицированных кадров по профилю Безопасность  жизнедеятельности, востребованных в педагогической, экономической, социально-культурной и  административной сферах. В пособии рассматриваются законодательство, средства и меры защиты всех видов  отдыха как важнейшей части нашей жизнедеятельности. Актуальность пособия и данной дисциплины  обусловлены растущими масштабами современного отдыха и туризма всех видов, а также многочисленными  происшествиями.

 Рекомендуется студентам педагогических вузов, педагогам дополнительного образования,методистам, тренерам,  воспитателям, педагогам-организаторам ОБЖ и любителям активных видов отдыха и туризма.

Жигарев О.Л., Петров С.В., Фёдорова О.Н.

 Опасности техногенного характера и защита от них.

 Учебно-методический комплекс состоит из учебной программы курса, теоретического материала, вопросов и  заданий к семинарским и лабораторно-практическим занятиям, тестов для текущего контроля знаний, некоторых  других контролирующих материалов, примерной тематики контрольных и курсовых работ и терминологического  словаря.

 УМК построен в соответствии с Государственным образовательным стандартом и программой курса для  студентов дневного и заочного отделений специальности «Безопасность жизнедеятельности». Его могут  использовать студенты, обучающиеся с применением дистанционных технологий, студенты других  специальностей, а также преподаватели безопасности жизнедеятельности средних специальных учебных  заведений и учителя школ.

Омельченко И.В., Петров С.В., Макашев В.А.

 Безопасность на дорогах и транспорте.

 В учебном пособии рассмотрены проблемы и средства обеспечения безопасности на различных видах транспорта, нормативные  документы, алгоритмы поведения в случае опасных ситуаций на автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

 Учебное пособие составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального  образования (ФГОС ВПО) по профилю «Безопасность жизнедеятельности» и учебной программой данной дисциплины.

 Предназначено студентам вузов, учителям общеобразовательных учреждений, преподавателям высших и средних учебных заведений,  специалистам по безопасности.

Иашвили М.В., Петров С.В.

Пожарная безопасность общеобразовательных учреждений.

 Учебное пособие «Основы пожарной безопасности» предназначено для студентов, обучающихся по профилю  050104 «Безопасность жизнедеятельности» направления педагогического образования. Программа курса  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом подготовки  бакалавров указанного профиля.

 Учебное пособие содержит следующие основные компоненты: учебную программу курса, лекционный курс,  вопросы и задания к промежуточному контролю знаний, тесты для проверки знаний, словарь основных понятий,  перечень основной и дополнительной литературы.

 В пособии излагаются основные вопросы пожарной безопасности, действующее законодательство в сфере  обеспечения пожарной безопасности, противопожарная защита зданий и сооружений, действия при пожаре, а  также пожарная безопасность в общеобразовательных учреждениях.

Семиколеннов Н.И., Филатов А.В., Петров С.В.

Экологическая безопасность.

 Экологическая и продовольственная безопасность являются ведущими компонентами, определяющими  безопасность государства, и поэтому неслучайно включены в Стратегию на­циональной безопасности РФ  до 2020г. Это обусловлено их значением для здоровья населе­ния, влиянием на будущее страны и всей планеты,  важностью для международных отношений и социально-экономического благополучия людей. Поэтому знание  основных экологических проблем и опасностей, методов их прогнозирования и профилактики, систем  экологической и продовольственной безопасности является одной из важных задач в подготовке бакалавров и  магистров по безопасности. В настоящем пособии указанные вопросы получили современное освещение. В  приложении к теоретическому материалу даны учебная программа курса, вопро­сы и тестовые задания для  контроля знаний, словарь понятий и рекомендуемая литература.

 Пособие соответствует государственному образовательному стандарту профиля 050104 «Безопасность  жизнедеятельности», предназначено для студентов вузов и средних учебных заведений, преподавателей, а также всех, кто интересуется вопросами экологической и продо­вольственной безопасности. 

Айзман Р.И., Герасёв А.Д., Иашвили М.В., Петров С.В.

 Социология безопасности.

 Социология безопасности является важным резервом поиска оптимальных решений по обеспечению  безопасности в системе образования, воспитания, в семье.

 В данное учебное пособие включены вопросы по основным разделам курса «Безопасность жизнедеятельности»,  который изучается во всех высших и средних специальных учебных заведениях. В каждую тему включены  материалы для теоретической подготовки; вопросы и задания для самостоятельной работы и проверки знаний, а  также основные понятия. В приложении дается примерная учебная программа курса, словарь основных понятий  и список основной литературы.

 Данное пособие издается в общей серии «Безопасность жизнедеятельности» (Новосибирск: АРТА). Такой подход  позволяет обеспечить необходимую теоретическую и практическую подготовку по дисциплине, определенной  Федеральным государственным образовательным стандартом в качестве базовой.

Для студентов вузов и сузов всех профилей, преподавателей БЖ и ОБЖ, аспирантов, методистов и учащихся старших классов.

Пушкарёва Е.А.,
Пушкарёв Ю.В.,
Петров С.В.

 Основы обороны государства и военной службы.

 Данное пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом педагогического  направления 050100, профиль «Безопасность жизнедеятельности» и учебной программой соответствующей  дисциплины, разработанной авторами курса. Пособие содержит учебную программу дисциплины, теоретический  материал, вопросы для текущего и тесты для заключительного контроля знаний, тематику рефератов,  контрольных, курсовых и дипломных работ, вопросы к экзамену, а также словарь терминов.

 Предназначено для студентов и преподавателей безопасности жизнедеятельности, а также для учителей  общеобразовательных учреждений и учащихся старших классов.

Корощенко А.Д., Петров С.В., Смирнов А.Т.

 Гражданская оборона.

 Учебное пособие составлено в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом  третьего поколения, а также учебным планом подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое  образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности». Изложены задачи гражданской обороны, единой  государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера (РСЧС), защита населения от оружия массового поражения и чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, порядок подготовки населения по ГОЧС, раскрыты структура и содержание основных  документов, разрабатываемых по ГОЧС на объектах экономики.

 Пособие содержит следующие основные компоненты: теоретический материал, программа курса «Гражданская  оборона», словарь основных понятий, тестовые задания для текущего контроля знаний.

 Предназначено для студентов профиля «Безопасность жизнедеятельности» педагогических вузов, а также может быть полезно преподавателям вузов, средних учебных заведений, руководителям, организаторам и учителям общеобразовательных учреждений, ведущим курс.

Даннекер В.О., Петров С.В., Смирнов А.Т.

 Охрана труда на производстве и в учебном процессе.

 В учебном пособии изложены современные требования законодательных и нормативных правовых актов  Российской Федерации к организации и управлению охраной труда на производстве и в образовательных  учреждениях; сведения о вредных и опасных производственных факторах; вопросы аттестации рабочих мест по  условиям труда и сертификации работ по охране труда; порядок расследования несчастных случаев и  профессиональных заболеваний на производстве; принципы возмещения вреда пострадавшим на производстве.  Включены вопросы и тестовые задания для контроля знаний, словарь понятий и терминов.

 Учебное пособие разработано на основе Трудового кодекса РФ и других нормативно-правовых актов,  содержащих действующие государственные нормативные требования охраны труда. Пособие соответствует  государственному образовательному стандарту специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности»,  предназначено для преподавателей и руководителей образовательных учреждений, студентов вузов, и всех, кто  осуществляет трудовую деятельность (работников и работодателей).

Айзман Р.И., Корощенко А.Д., Нифонова А.В., Петров С.В.

 Информационная безопасность.

 В пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты обеспечения информационной безопасности  личности, общества, государства. Значительное место уделяется социальным аспектам информационной  безопасности, влиянию информации на жизнь и деятельность людей.

 Пособие соответствует требованиям примерной Основной образовательной программе, составленной на основе  ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области  безопасности жизнедеятельности») и предназначено для студентов педагогических вузов. Может быть  рекомендовано учителям ОБЖ, руководителям и работникам образовательных учреждений, слушателям курсов  переподготовки и повышения квалификации работников образования, специалистов в области безопасности.

Петров С.В., Слинькова И.П., Гафнер В.В.,
Кисляков П.А.

 Психологические основы безопасности человека.

 Сохранение жизни и здоровья в различных экстремальных ситуациях в значительной степени зависит от  психологической готовности человека, которая определяет стратегию его поведения. В настоящем учебном  пособии изложены основные психофизиологические процессы, обеспечивающие поведение человека в  экстремальных условиях и безопасность его деятельности, особенности личности, способствующие ее  безопасному поведению, психологические проблемы управления безопасностью в профессиональной  деятельности, а также некоторые методы психологической защиты и помощи при экстремальных и чрезвычайных  ситуациях. В приложении даны учебная программа курса, тестовые задания для контроля знаний, словарь  понятий и рекомендуемая литература.

 Пособие соответствует государственному образовательному стандарту профиля «Безопасность  жизнедеятельности», предназначено для студентов вузов и средних учебных заведений, преподавателей, а  также всех, кто интересуется вопросами психологии в обеспечении безопасности деятельности человека.

Айзман Н.И.,Айзман Р.И.

 Основы здорового образа жизни.

 Учебное пособие содержит современные данные о здоровом образе жизни и его компонентах. С медико-  биологических позиций убедительно обоснована ведущая роль двигательной активности в процессе развития  организма человека, в формировании и укреплении его здоровья, а также пути ее оптимизации. Даны  методические рекомендации по проведению оздоровительных физических тренировок, основам самостоятельных  занятий физическими упражнениями и закаливания, рационального питания, регуляции эмоциональных  состояний и антистрессовой релаксации, повышению эффективности умственной работоспособности средствами  физической культуры. Показана роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся. В книгу  включены рабочая учебная программа курса, вопросы и тестовые задания для контроля знаний, словарь  основных понятий и литература по данной дисциплине.

 Пособие соответствует государственному образовательному стандарту учебной дисциплины «Основы здорового  образа жизни» для студентов специальности (профиля) «Безопасность жизнедеятельности». Рекомендовано студентам педагогических, гуманитарных и технических вузов, преподавателям сузов, учителям и учащимся общеобразовательных школ, а также широкому кругу читателей.

Рубанович В.Б., Айзман Р.И., Бубнов В.Г.

 Основы медицинских знаний.

 Учебное пособие содержит современные данные о правилах оказания первой помощи в различных неотложных  ситуациях, при некоторых соматических заболеваниях, а также основы микробиологии, иммунологии,  профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Особое внимание уделяется рассмотрению травм в  детском возрасте и роли образовательных учреждений в профилактике психосоматических заболеваний и  детского травматизма.

 В книгу включены рабочая учебная программа курса, вопросы и тестовые задания для контроля знаний, словарь  основных понятий и литература по данной дисциплине.

 Пособие соответствует государственному образовательному стандарту учебной дисциплины «Основы  медицинских знаний» для студентов специальности (профиля) «Безопасность жизнедеятельности».

 Рекомендовано студентам педагогических, гуманитарных и технических вузов, преподавателям сузов, учителям и учащимся общеобразовательных школ, а также широкому кругу читателей.

Айзман Р.И., Бубнов В.Г., Рубанович В.Б.,Суботялов М.А.

  Безопасность образовательного учреждения.

 Учебное пособие содержит современные данные о системе организации безопасности в образовательных  учреждениях (ОУ). Особое внимание уделяется рассмотрению теоретических и правовых основ,  организационных мер, технических средств и иных элементов системы безопасности ОУ, а также защите ОУ от  терроризма и угроз социально-криминального характера.

 В книгу включены рабочая учебная программа курса, вопросы и тестовые задания для контроля знаний, словарь  основных понятий и литература по данной дисциплине.

 Пособие соответствует государственному образовательному стандарту учебной дисциплины «Безопасность  образовательного учреждения» для студентов специальности (профиля) «Безопасность жизнедеятельности».

 Рекомендовано студентам педагогических вузов, преподавателям сузов и вузов, руководителям и работникам ОУ, специалистам по обеспечению безопасности.

Лысова Н.Ф.,Айзман Р.И.,Петров С.В.

 Методика обучения ОБЖ в школе.

 В учебном пособии рассматривается специфика предмета «Безопасность жизнедеятельности», его связи с  другими дисциплинами, основные методы, средства обучения и контроля знаний, а также формы организации  учебно-воспитательной деятельности и инновационные педагогические технологии, в том числе и  здоровьесберегающие. Раскрываются основные принципы воспитания и обучения, в том числе и в области  безопасности жизнедеятельности и формирования культуры безопасного поведения. В конце книги приводится  список основных терминов и даны тестовые задания.

 Содержание пособия соответствует учебным программам подготовки студентов по специальности 050140  «Безопасность жизнедеятельности» ГОС ВПО.

 Адресовано студентам педагогических вузов. Может быть полезно учителям общеобразовательных учреждений и  преподавателям курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Абаскалова Н.П., Петров С.В.

 Этнопедагогика и культура безопасности

 В пособии представлены этнопедагогические особенности формирования культуры без¬опасности человека.  Рассмотрены проблемы выживания и самосохранения этносов в контексте современных неблагоприятных  социальных и природно-климатических процессов. Рассматриваются средства сохранения здоровья и  формирования безопасного поведения разных народов мира. Представлены обычаи, обряды и традиции различных  народов от рождения детей до вступления их в самостоятельную жизнедеятельность. В каждой главе даны  задания и контрольные вопросы для обучающихся. Пособие содержит авторские иллюстрации.

 Издание подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом 050104 «Безопасность  жизнедеятельности» (профиль 050104 «Безопасность жизнедеятельности» педагогического направления  бакалавриата) и учебной программой соответствующей дисциплины, разработанной авторами. Содержит  учебную программу дисциплины, теоретический материал, вопросы и задания для текущего и заключительного  контроля знаний, словарь основных понятий, а также приложения.

Для студентов педагогических направлений (профиль «Безопасность жизнедеятельности»), преподавателей вузов и средних учебных заведений, учителей общеобразовательных учреждений и учащихся старших классов.

Иглина Н.Г., Керимшеева О.А., Петров С.В.

 Безопасность жизнедеятельности: словарь-справочник  (для студентов всех направлений и профилей).

 Словарь – справочник содержит около 2200 терминов, встречающихся при изучении курса «Безопасность  жизнедеятельности» в средних и высших учебных заведениях. При его составлении впервые учтены все  направления обеспечения безопасности жизнедеятельности и новая «Стратегия национальной безопасности  РФ». Каждый термин снабжен характеристикой, дающей представление о его содержании; даны ссылки на  близкие понятия и нормативные акты в сфере обеспечения безопасности.

 Справочник предназначен для студентов всех факультетов педагогических вузов, преподавателей средних и  высших учебных заведений, родителей, а также лиц, работающих в сфере безопасности.

Айзман Р.И.,Петров С.В., Корощенко А.Д.

 Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие (для студентов всех направлений и  профилей)

 В учебном пособии изучается поведение человека в различных чрезвычайных ситуациях природного,  техногенного, биологического, бытового характера. Рассматриваются социально опасные явления, основные  понятия гражданской обороны. Каждая глава содержит тестовые задания для контроля знаний. В конце книги  дается список основных терминов.

 Содержание пособия соответствует ГОС ВПО второго поколения по специальности «Безопасность  жизнедеятельности».

 Для студентов всех факультетов педагогических и гуманитарных вузов, учащихся старших классов и  преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Айзман Р.И., Шуленина Н.С, Ширшова В.М.

 Основы безопасности жизнедеятельности. Практикум (для студентов всех направлений и профилей)

 В практикум включены задания по основным разделам курса «Безопасность жизнедеятельности», который  изучается во всех высших и средних специальных учебных заведениях. В каждую тему входят вопросы для  теоретической подготовки; задания, требующие оперативного решения по алгоритмам; ситуационные задачи;  проблемные вопросы и тематические тесты.

 Используя собственный опыт преподавания данной дисциплины, авторы отобрали наиболее важные разделы и  вопросы курса, требующие закрепления теоретических знаний. Практикум будет полезным не только для  студентов вузов и средних специальных учебных заведений, но и для преподавателей этого курса, учителей и  методистов.

Айзман Р.И.,Петров С.В., Шуленина Н.С, Ширшова В.М.,Волобуева Н.А.

 Анатомия и физиология человека.

 В учебном пособии кратко представлена характеристика животных тканей, внутренняя среда организма,  особенности строения и функционирования всех физиологических систем организма человека и сенсорных  систем, общий принцип регуляции функций в организме, особенности обменов веществ и превращения энергии.  Во всех темах уделяется внимание биологическим естественным системам защиты организма.

 Пособие предназначено для студентов всех педагогических специальностей, где изучается данная дисциплина,  и является базовой теоретической основой для изучения дисциплин специальной предметной подготовки. Оно  содержит методические рекомендации для изучения курса, список основных терминов, тестовые задания по  всем темам и практические работы с которыми студенты могут справиться самостоятельно.

 Пособие может быть полезно также учителям общеобразовательных учреждений.

Лысова Н.Ф., Корощенко Г.А., Савина С.Р.

 Медицина катастроф.

 В учебном пособии представлены ситуационные задачи и, с ответами, правильными алгоритмами и инструкцией  для их решения их решения.

 Предлагаемое учебное пособие будет полезно преподавателям ОБЖ средних общеобразовательных учреждений,  персоналу организаций и учреждений, а также всем желающим при освоении основ медицинских знаний и  навыков оказания само- и взаимопомощи.

Мельникова М.М., Айзман Р.И., Бубнов В.Г.

 Прикладная физическая подготовка и основы самообороны.

 Пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом педагогического  направления 050100, профиль «Безопасность жизнедеятельности» и учебной программой соответствующей  дисциплины, разработанной авторами курса.

 В первом разделе рассматриваются вопросы физической подготовки учащихся образовательных учреждений,  средства и методы воспитания физических способностей и специальных (прикладных) качеств, особенности  использования средств физической культуры при воспитании решительности и смелости. Приводятся    упражнения для формирования у обучающихся умений и навыков действий в опасных условиях (при  самообороне, преодолении препятствий, на воде), даны тренинги военно-прикладной направленности. Во втором  разделе рассматриваются методы и средства самообороны.

 Пособие содержит учебную программу дисциплины, теоретический материал, вопросы для контроля знаний, тематику рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ, вопросы к экзамену, а также словарь терминов.

Предназначено для студентов и преподавателей при изучении дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», а также для учителей общеобразовательных учреждений и учащихся старших классов. Пособие может быть использовано в системе повышения квалификации работников образования и переподготовки педагогических кадров.

Быструшкин С.К., Петров С.В., Колодницкий Г.А.

 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.

 В учебном пособии рассматриваются закономерности индивидуального развития детей и подростков,  гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе, вопросы биоритмологии,  перечислены базовые методики диагностирования физиоло¬гического уровня развития ребенка. Основное  внимание уделено строению и функционирова¬нию нервной системы, психофизиологическим особенностям  организма в различные периоды онтогенеза. В конце книги приводится список основных терминов и даны  тестовые задания.

 Содержание пособия соответствует новому Государственному образовательному стан¬дарту высшего  профессионального образования по всем педагогическим специальностям.

 Для студентов всех факультетов педагогических вузов. Может быть полезно студентам медицинских учебных  заведений, а также учителям общеобразовательных учреждений.

Лысова Н.Ф.,Айзман Р.И., Завьялова Я.Л.,Ширшова В.М.