Информационное письмо
Уважаемые коллеги!
Модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
За годы существования учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) накоплен немалый опыт его преподавания. Произошла определенная коррекция содержания общего образования в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработаны учебно-методическая литература и учебно-методические комплекты. Более чем в 40 вузах страны готовят специалистов по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"- учитель-организатор безопасности жизнедеятельности.
Вместе с тем, образовательные учреждения страны еще испытывают дефицит дипломированных педагогов-организаторов ОБЖ, в связи с чем этот предмет нередко ведется отставными военными, педагогами других специальностей, что затрудняет современный подход к организации образовательного процесса по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности", к определению его роли и месту в период модернизации образования. Причинами данного положения дел являются также:
- отсутствие четкой прогностической работы, опирающейся на анализ современного состояния и содержания безопасности жизнедеятельности как учебной и научной дисциплины;
- низкий уровень развития содержания и методологии учебного предмета в системе общего образования, недостаточность использования современных педагогических технологий как составной части обучения и воспитания обучающихся;
- фрагментарность подхода к преподаванию ОБЖ в общеобразовательных учреждениях, отсутствие четкого комплексного и тематического планирования образования обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;
- отсутствие конкретных требований к уровню подготовки обучающихся в освоении практических навыков по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, что показывают результаты выполнения олимпиадных заданий на региональном уровне.
В Новосибирском государственном педагогическом университете с 2000 г. осуществляется подготовка педагогов-организаторов ОБЖ соответсвующей кафедрой и Региональным Центром СФО по развитию преподавания безопасности жизнедеятельности, создан федеральный комплект учебных пособий (31 книга) по различным направлениям безопасности жизнедеятельности, проводятся курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по этому профилю.
Начиная с февраля текущего года, профессорско-преподавательский состав кафедры анатомии физиологии и безопасности жизнедеятельности планирует провести на базе Регионального центра серию бесплатных вебинаров по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Всем участникам, прошедшим курс вебинаров, будут выдаваться сертификаты о повышении квалификации.
Проведением данной акции мы преследуем реализацию триединой задачи:
- информационно-методическую, которая позволит всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета ОБЖ;
- организационно-планирующую, которая предусматривает структурирование учебного материала по ступеням обучения, определение его количественных и качественных характеристик;
- методическую, которая позволяеит преподавателям-организаторам и учителям ОБЖ, учителям-предметникам, привлекающимся к проведению занятий по ОБЖ, реализовать собственный подход в части тематического планирования курса и структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также выбора путей формирования системы знаний, умений, навыков в подготовке обучающихся.
Приглашаем всех педагогов, ведущих предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», принять участие в планируемых вебинарах.
Заявки на участие в вебинарах просим отправлять по электронному адресу: rc.sfo@mail.ru, факсу: +7(383) 2441972 или по телефонам +7(383) 2441944, 89139163409.
Темы вебинаров,
проводимых сотрудниками Кафедры Анатомии физиологии и безопасности жизнедеятельности на базе Регионального центра СФО по развитию преподавания безопасности жизнедеятельности.
№/п/п |
Наименование Вебинара |
Кто проводит |
Краткое содержание темы (о чем?) |
Срок проведения |
|
1. |
Функции и роль учителя ОБЖ на современном этапе образования в условиях реализации ФГОС |
д.б.н., проф., засл.деятель науки РФ, зав. каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, директор НИИ здоровья и безопасности Айзман Р.И. |
Будут рассмотрены задачи учителя ОБЖ в условиях реализации ФГОС и критерии оценки эффективности его работы, изменение его функций на современном этапе, а также возможные варианты решения этих вопросов.
|
25.02.14 в 15.00 час |
|
2. |
Здоровье и безопасность всех участников образовательного процесса - ключевая задача современной школы |
д.б.н., проф., засл.деятель науки РФ, зав. каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, директор НИИ здоровья и безопасности Айзман Р.И. |
В ходе вебинара будут представлены данные о состоянии здоровья учащихся и педагогов, дана характеристика всех компонентов здоровья, критерии его оценки, методы диагностики и анализ факторов, влияющих на здоровье. Будет дан анализ факторов риска в образовании, критерии безопасности образовательного учреждения, способы его достижения и место учителя ОБЖ в решении этих вопросов
|
март |
|
3. |
Метод проектов в урочной деятельности учителей естественнонаучного цикла |
д. пед. н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Н. П. Абаскалова к. пед. н., доцент кафедры НГПУ, А. Ю. Зверкова |
Будут рассмотрены подходы к реализации проектов на уроке, особенности, задачи учителя ОБЖ и других учителей естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС и критерии оценки эффективности выполнения проекта. Особенности организации урока с применением метода проектов, возможные приемы.
|
25.03.14 в 12:30 по МСК |
|
4. |
Психологические факторы безопасности личности и коллектива |
Кандидат психологических наук, ,директор Центра практической психологии НГАУ,врач-психотерапевт Айзман Н.И. |
Вебинар будет посвящен рассмотрению и обучению учителей способам разрешения различных стрессовых ситуаций на уровне личности, коллектива и при контакте с разными группами (учениками, родителями). Автор будет, отвечая на вопросы слушателей, демонстрировать способы разрешения личностных и межличностных проблем.
|
апрель |
|
5 |
«Оказание первой медицинской помощи детям работниками детских учреждений»
|
Доцент каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Волобуева Наталья Александровна |
Слушатели получат представление о неотложных состояниях и принципах первой медицинской помощи детям; научатся обеспечивать безопасность процесса обучения в образовательном учреждении на основе знаний и навыков эффективных методов и приемов оказания первой медицинской помощи детям; овладеют методикой построения алгоритма оказания первой медицинской помощи детям при условии возникновения неотложного состояния.
|
Апрель – май |
|
6. |
Основы выживания в природной среде в автономных условиях. Ориентирование на местности |
К.б.н.,доцент каф.АФи БЖ, мастер спорта международного класса России поспортивному туризму Жигарев О.Л. |
Будет посвящен проблемам выживания человека в природе, организация бивака, добыча пищи и воды, приемы сигнализации, подача сигналов бедствия, организация костра. Ориентирование на местности, определение азимута,обратного азимута,расстояний,страховка,самостраховка. |
май |
|
7. |
Конструирование программы «Здоровья» в образовательной организации, реализующей ФГОС |
д. пед. н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Н. П. Абаскалова к. пед. н., доцент кафедры НГПУ, А. Ю. Зверкова |
Реализация в образовательной организации программы «Здоровье» в соответствии с приказом № 2106. Особенности требований к программе «Здоровья» на каждой ступени образования: дошкольной, начальной, основной, старшей. |
июнь |
|
8. |
Разработка программы развития образовательной организации, реализующей ФГОС |
д. пед. н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Н. П. Абаскалова к. пед. н., доцент кафедры НГПУ, А. Ю. Зверкова |
Будут рассмотрены подходы к конструированию программы развития учреждения как управления основными образовательными программами по ступеням в школе. Особенности участия учителей в разработке программы развития, современные профессиональные требования, задачи. |
июнь |
|
9. |
Здоровье и безопасность всех участников образовательного процесса - ключевая задача современной школы |
д.б.н., проф., засл.деятель науки РФ, зав. каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, директор НИИ здоровья и безопасности Айзман Р.И. |
В ходе вебинара будут представлены данные о состоянии здоровья учащихся и педагогов, дана характеристика всех компонентов здоровья, критерии его оценки, методы диагностики и анализ факторов, влияющих на здоровье. Будет дан анализ факторов риска в образовании, критерии безопасности образовательного учреждения, способы его достижения и место учителя ОБЖ в решении этих вопросов |
сентябрь |
|
10 |
Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО |
д. пед. н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор каф. Анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Н. П. Абаскалова к. пед. н., доцент кафедры НГПУ, А. Ю. Зверкова |
Будут рассмотрены подходы к особенности реализации программы воспитания и социализации на примере формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО. Особенности организации воспитательной работы в образовательной организации. |
сентябрь |
|