Главная » Методика оценки факторов риска развития аддикций Хасан

Методика оценки факторов риска развития аддикций Хасан

Источник: Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: организационно-методическое пособие /Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина, Красноярский госуниверситет. – Красноярск, 2003. – 335 с.

 

Методика выявления факторов риска зависимости у детей 6-8 лет

(автор к.псих. н. Федоренко Е.Ю., 1998)

 

            Методика представляет собой опросник для родителей старших дошкольников и младших школьников, позволяющий выявлять социально-психологические дефициты развития ребенка на ранних стадиях, которые в дальнейшем могут приводить к формированию зависимых форм поведения. Выполнять методику могут педагоги и школьные психологи. Методика основывается на трех гипотезах о наиболее весомых факторах риска возникновения зависимого поведения:

  1. Дефицит самостоятельных форм поведения.
  2. Дефицит эмоционального диапазона, отсутствие эмоциональных нюансов.
  3. Наличие у ребенка опыта предзависимостей, когда отсутствие желаемого объекта, состояния приводит к невозможности  осуществлять другие виды деятельности, к ограничению, торможению развития.

      Опросник представлен в виде 26 биполярных утверждений. Отношение к каждому утверждению может быть обозначено пятью вариантами ответов: «полностью согласен», «скорее согласен, чем нет», «затрудняюсь ответить», «скорее не согласен», «полностью не согласен»; оценивается соответственно от 1 до 5 баллов. Также предлагается 10 прямых утверждений, верность каждого из которых оценивается в 5 баллов; если утверждение не верно относительно ребенка, становится 1 балл.

      Опросник содержит три шкалы: 1) зависимый тип поведения; 2) эмоционально-волевые задержки; 3) психопатологические расстройства.

      Шкала «Зависимый тип поведения» позволяет обнаружить уже имеющиеся у ребенка несвободы от определенного состояния, переживания как показатель дефицита ресурса ребенка.

      Шкала «Эмоционально-волевые задержки» обнаруживает  дефицит эмоциональной среды – нарушение функции приспособления, отсутствие ресурса для эмоционального «отыгрывания» ситуации (превращения ситуации в смешную или нелепую), дефицит сознательной регуляции собственной деятельности.

3. Шкала «психопатологические расстройства» обнаруживает наличие комплекса предпосылок к формированию патохарактерологического развития личности.

      С помощью опросника мы можем выделить группу риска, требующую в перспективе особого внимания и специфического подхода во взаимодействии с ней. Это, тем не менее, не означает, что дети, попавшие в эту группу, обязательно продемонстрируют аддиктивные формы поведения. Это во многом зависит от условий, в которые они попадут, и от ресурсов образовательного учреждения.

Ключ для подсчета баллов по опроснику:

№ п/п

Название шкалы

Номера высказываний

1

Зависимый тип поведения

10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, ж

2

эмоционально-волевые задержки

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,  8, 9, 11, 18,  19, 22, 24, е

3

 психопатологические расстройства

20, 21, 23, 25, 26, а, б, в, г, д, з, и, к

Ключ к анализу результатов опросника:

Показатели проявления признака

По шкале 1

По шкале 2

По шкале 3

Низкий

8 – 15

15 – 25,5

13 – 19

Средний

15 – 29

25,5 – 46,5

19 – 31

Высокий

29 – 36 и более

46,5 – 57 и более

31 – 37 и более

Инструкция для родителей. Уважаемые родители, прочитайте, пожалуйста, каждую пару утверждений и отметьте крестиком то положение, которое выражает степень близости Вашего ребенка к той или иной позиции. Чем ближе к тому или иному утверждению будет стоять Ваш крестик, тем больше согласия с этим утверждением Вы высказываете. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов. Ответьте так, как Вы думаете.

Утверждение

5

4

3

2

1

Утверждение

1. С моим ребенком практически невозможно договориться

 

 

 

 

 

1. С моим ребенком всегда легко договориться.

2. Мой ребенок с трудом входит в незнакомую компанию детей.

 

 

 

 

 

2. Мой ребенок легко вступает в контакт с другими детьми.

Утверждение

5

4

3

2

1

Утверждение

3. Мой ребенок часто стал употреблять в речи выражение «я не хочу».

 

 

 

 

 

3. Мой ребенок не употребляет в речи выражение «я не хочу».

4. Мне трудно убедить ребенка в чем-то, он упорно стоит на своем.

 

 

 

 

 

4. Мне не сложно договориться с ребенком о чем-то.

5. Моему ребенку трудно бывает что-либо запретить, он все равно сделает по-своему.

 

 

 

 

 

5. Достаточно один раз запретить что-либо моему ребенку, он больше не будет этого делать.

6. Часто капризничает, ни  с того ни с сего, раздражается по пустякам

 

 

 

 

 

6. Не капризничает, не раздражается по пустякам.

7. Любой человек может легко убедить моего ребенка в чем-либо.

 

 

 

 

 

7. Постороннему человеку не просто убедить моего ребенка в чем-либо.

8. Мой ребенок больше любит играть один.

 

 

 

 

 

8. Мой ребенок не любит играть один.

9. Во взаимоотношениях со сверстниками мой ребенок чаще подчиняется другим, чем настаивает на своем.

 

 

 

 

 

9. Во взаимоотношениях со сверстниками мой ребенок чаще настаивает на своем, чем подчиняется другим.

10. Мой ребенок не может жить без сладкого.

 

 

 

 

 

10. Мой ребенок равнодушен к сладкому.

11. Моему ребенку трудно организовать игру среди детей.

 

 

 

 

 

11. Мой ребенок легко может организовать игру среди детей.

12. Мой ребенок смотрит по телевизору все подряд

 

 

 

 

 

12. Мой ребенок вообще не смотрит телевизор.

13. Слушая ритмичную музыку, мой ребенок не может удержаться на месте и начинает пританцовывать.

 

 

 

 

 

13. Мой ребенок не стремится к активным действиям, слушая ритмичную музыку.

Утверждение

5

4

3

2

1

Утверждение

14. В детстве мы с трудом отучали ребенка от соски.

 

 

 

 

 

14. В детстве мы с легкостью отучали ребенка от соски.

15. У моего ребенка есть целый ряд привычек, без которых он не может обходиться.

 

 

 

 

 

15. У моего ребенка нет привычек, без которых он не мог бы обходиться.

16. Мой ребенок слишком зависит от взрослых.

 

 

 

 

 

16. Мой ребенок не зависит от взрослых.

17. Самое страшное наказание для моего ребенка – лишение сладкого.

 

 

 

 

 

17. Лишения сладкого не является наказанием для моего ребенка.

Для моего ребенка характерно:

Утверждение

5

4

3

2

1

Утверждение

18. Упрямство

 

 

 

 

 

18. Сговорчивость, покладистость.

19. Недовольство окружающими.

 

 

 

 

 

19. Восхищение окружающими.

20. Заикание.

 

 

 

 

 

20. Четкая речь.

21. Энурез.

 

 

 

 

 

21. Рано привык к горшку.

22. Боязнь новых людей и обстановки.

 

 

 

 

 

22. Потребность в новых людях и обстановке.

23. Гневливость.

 

 

 

 

 

23. Добродушие.

24. Плохое настроение.

 

 

 

 

 

24. Хорошее настроение

25. Заторможенность.

 

 

 

 

 

25. Чрезмерная подвижность.

26. Нарушения сна.

 

 

 

 

 

26. Сон крепкий, спокойный.

 Отметьте, пожалуйста, были ли характерны для Вашего ребенка следующее:

А) тики (подергивание век, постукивание ногой, покусывание губ);

Б) выраженные страхи (темноты, сказочных персонажей, смерти);

В) резкие смены настроения;

Г) повышенная утомляемость;

Д) непереносимость жары, духоты;

Е) неспособность к терпению и ожиданию;

Ж) чрезвычайная привязанность к матери;

З) плаксивость;

И) недовольство собой;

К) навязчивости (раскачивание на стуле, сосет соску, грызет ногти).

Пример оформления данных по результатам проведения опросника. Данные оформляются в сводную таблицу, которая позволяет видеть разброс факторов риска по общей выборке. Затем выделяется группа детей, рискующих хотя бы по одному фактору, и выносится в отдельную таблицу. В приведенной ниже таблице содержатся данные о группе риска зависимых форм поведения, обследованных при поступлении в первый класс в 2002-2001 году.

Обследование 2000-2001 гг.

Зависимый тип поведения

Эмоционально-волевые задержки

Психопатологические расстройства

Г. Ваня

24

36

34 в

Ш. Андрей

23

51 в

23

Ф. Юля

30 в

54 в

31 в

Ч. Лера

22

48 в

20

В. Саша

24 в

42

35 в

В Вова

29 в

31

18

            Высокие баллы по шкалам опросника выделены цветом. Из таблицы видно, что в некоторых случаях у ребенка мы можем видеть высокие баллы по двум или трем шкалам одновременно, это говорит о риске зависимых форм поведения по нескольким факторам и усиливает риск.

            На основании полученных данных, во-первых, разворачивается исследование динамики риска по каждому из выделенных у детей факторов. Степень риска зависит от условий обучения в определенном образовательном учреждении. Во-вторых, разворачивается исследование ресурсов в школе для формирования самостоятельных, инициативных и ответственных форм поведения ребенка как альтернативы зависимости, развития эмоциональной сферы, эффективной работы с детьми, имеющими функциональные дефициты, для снижения степени риска зависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросник «Группа риска наркотизации» (ГРН). Выявление групп риска наркозависимости в старшем подростковом возрасте

(д. псих. Н. Б.И. Хасан, к. псих. Н. Ю.А. Тюменева, 1996)

 

Предлагаемая методика представляет опросник для учащихся 8-11 классов школы. Опросник предназначен для определения динамики степени (актуальности) риска появления зависимого поведения в условиях системы образования. Методика служит одним из инструментов оценки эффективности реализуемых программ профилактики. Методику рекомендуется проводить ежегодно.

В основе методики лежит представление о спектре переходных состояний между здоровьем и наркоманией (Б.А. Кобринский, 1992):

1. Норма – отсутствие употребления наркотиков

2. Единичное или редкое употребление наркотиков.

3. Многократное их употребление (злоупотребление или наркотизм).

4. Наркомания 1-й стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика осуществляется ради получения приятных ощущений, но ещё нет физической зависимости и прекращение приема наркотика не вызывает мучительных ощущений абстиненции.

5. Наркомания 2-й стадии, когда сложилась физическая зависимость от наркотика и поиск его направлен не столько на то, чтобы вызвать эйфорию, сколько на то, чтобы избежать мучений абстиненции.

6. Наркомания 3-й стадии – полная физическая и психическая зависимость.

В рамках нормы можно выделить два типа реализуемого поведения: первый связан с отсутствием предрасположенности к зависимым формам поведения, второй – с наличием такой предрасположенности, что резко повышает «степень риска» для подростка. Факторами риска может выступать все то, что мешает подростку чувствовать себя комфортно, что угнетает его, провоцирует на реализацию заведомо неадаптивных форм поведения. Поскольку для решения задачи идентификации и самоопределения подростком необходимо попробовать себя в разных качествах, то наиболее показательная для подросткового возраста ситуация – это ситуация пробы, не именно наркотической, а пробы вообще. Психологическим содержанием такой ситуации является риск, поскольку каждая проба несет в себе частицу неизведанности и опасности. Следовательно, реализация независимой формы поведения будет связана с адекватной оценкой ситуации риска и выбором правильной стратегии поведения.

Наличие предзависимостей выражается в этом возрасте как неадекватное поведение в ситуации риска (неизвестной ситуации с неопределенным исходом) и реализуется посредством двух стратегий поведения: избегающей и преодолевающей. Стратегию «избегания» (высоких требований среды) реализуют подростки, у которых недостаточно внутреннего ресурса для разрешения сложных жизненных ситуаций, среда для них избыточна. Преодолевающая стратегия, напротив, связана с «недостаточностью» окружающей среды, её бедностью для такого подростка, когда он не чувствует её сопротивления, не находит таких ситуаций, в которых мог бы попробовать и почувствовать свои силы, себя самого. И как следствие, подросток вынужден искать более «рискованные» места, чтобы получить то количество эмоциональных переживаний, которое необходимо ему для самоощущения.

Реализация каждой из этих стратегий может быть внутренней предпосылкой к употреблению наркотиков и фактором риска зависимого поведения: в первом случае – с целью компенсации недостающего ресурса, во втором – с целью проживания ситуации риска. И в этом смысле избегающий тип поведения выступает фактором с более высокой степенью риска, нежели преодолевающий тип поведения, поскольку в первом случае наркотик приобретает характеристики средства поддержания нормального самочувствия (эффект от употребления наркотика нужен как способ компенсации внутренних дефицитов с целью, например, идентификации с референтной группой, повышения самооценки, снятия напряжения и т.д.), а во втором – сама ситуация служит таким средством и, следовательно, может быть заменена на другую.

Где-то посередине этих двух крайних вариантов находится «адекватное» поведение в ситуации пробы, когда проба осуществляется в силу природного любопытства.

Многократное употребление наркотиков, но без признаков психической или физиологической зависимости – это уже аддиктивное поведение. Оно является переходной стадией к наркомании и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения.

Если подросток имеет друзей, употребляющих наркотики, посещающих вечеринки и определенные «тусовки», где их принято употреблять, и это сочетается с неадекватным поведением в ситуации риска, вероятность наркотизации резко возрастает.

Таким образом, мы можем говорить о риске наркозависимости для подростка, исходя из общего принципа – чем больше факторов, свидетельствующих о неадекватности поведения, наличии друзей, употребляющих наркотики, о повышенном интересе к данной области, девиациях, тем с большей вероятностью данный подросток рискует в последующем стать наркоманом.

Перечисленные предпосылки позволяют нам говорить о группах, различаемых по степени риска:I.Не рискующие подростки. II. Подростки группы риска. 1-я группа риска («потенциально готовые к пробе») – подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения;  2 – я группа риска  - подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения, и осуществившие как минимум однократную пробу; 3-я группа риска – подростки с аддиктивной формой поведения. Степень риска увеличивается от первой к третьей группе.

Опросник представляет собой ряд биполярных утверждений, которые разнесены по трем диагностическим шкалам.

1. Шкала «поведение в ситуации риска» (6 утверждений) обнаруживает ту или иную стратегию поведения в ситуации риска (нормальное, адекватное поведение; неадекватное поведение – избегающая или преодолевающая стратегия).

2. Шкала «интерес к наркотикам» (6 утверждений) позволяет обнаружить разный характер интереса к области, связанной с наркотиками: отрицание какого бы то ни было интереса к наркотикам; любопытство к этой области; повышенный, обостренный интерес ко всему, что несет информацию о наркотиках, который связан с направленным поиском такой информации, структурированием времени «под этот интерес». Данные по шкале квалифицируются как обнаружение осуществленной пробы.

3. Шкала «социальные установки» (10 утверждений) обнаруживает наличие характеристик активного стремления к социально полезным действиям, увлеченности групповой работой, соревновательности, значимости для подростка социального одобрения или, наоборот, равнодушия и отрицания просоциальных действий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки.

Таким образом, опросник содержит 22 утверждения.

Ключ к опроснику.

Название шкал

Шкала «поведение в ситуации риска»

Шкала «интерес к наркотикам»

Шкала «социальные установки»

№№ утверждений

2, 5, 7а, 7б, 15, 16

3. 6, 8, 10, 11, 13

1, 4, 12, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22

Подсчитывается количество баллов, набранное по каждой шкале. Крайняя левая клетка соответствует 6 баллам, крайняя правая – 1 баллу.

 

6

5

4

3

2

1

 

1. Я не собираюсь откладывать удовольствия из-за других важных дел.

 

 

 

 

 

 

1. Я откладываю удовольствие, если сейчас есть важные дела.

Обработка результатов проводится компьютерным образом с помощью программы EXEL. Результаты опросника обрабатывают следующим образом:

1.Определяется норма для всей выборки (параллели).

2.Результаты ниже среднего значения по выборке расцениваются как «низкие», попадающие в среднее значение – «среднее» и, соответственно, выше нормы – «высокие».

3. Для интерпретации данных, полученных при исследовании, мы распределили сочетание показателей по «группам риска». Для наглядности и удобства работы они представлены в следующей таблице.

Группы риска

«Поведение в ситуации риска»

«Интерес к наркотикам»

«Социальные установки»

Гр. «не рискующие»

С

С

С

1-я гр. риска «потенциально готовые к пробе»

Любой показатель (Н, С, В)

Н, С

Любой показатель (Н, С, В)

2-я группа риска «совершившие пробу»

Любой показатель (Н, С, В)

В

Н, С

3-я группа риска «аддиктивное поведение»

Любой показатель (Н, С, В)

В

В

Описание «групп риска».

Группа «не рискующие». Определяется «средними»показателями по всем шкалам. Для подростков, попавших в группу «не рискующие, характерно адекватное поведение в ситуации риска (пробы), когда проба осуществляется в силу природного любопытства. В данном случае, пробуя наркотик, подросток пробует именно наркотик (а не ситуацию, или новую роль и т.п.), он ощущает его воздействие на организм, чувствует запахи или вкус. Как правило, в таком случае ничего привлекательного в употреблении подобного рода препаратов он не находит и принимает решение о ненужности наркотиков для него.

1-я гр. риска «потенциально готовые к пробе»  определяется наличием низких или высоких показателей хотя бы по одной шкале, которые выступают как факторы риска, при отсутствии «высоких» показателей по шкале «интерес к наркотикам». «Низкие» или «высокие» показатели по шкале позволяют предположить, что подросток реализует избегающий или преодолевающий тип поведения, соответственно. Реализация одного из этих типов поведения делает подростка «потенциально готовым» к совершению пробы.

При низких баллах, набранных по шкале «социальные установки», человек характеризуется избыточно-активным стремлением к социально полезным действиям, значимостью для него социального одобрения. При высоких баллах – равнодушием и отрицанием просоциальных действий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки, что также может выступать фактором риска.

2-я группа риска - «совершившие пробу». Диагностический          критерий здесь – высокие показатели по шкале «интерес к наркотикам», определяющие активный интерес подростка к данной сфере. В соответствии с показателями по другим диагностическим шкалам можно вероятностно прогнозировать дальнейшее разворачивание событий. Способ интерпретации такой же, как и в гр. 1.

3-я группа риска - «аддиктивное поведение» - определяется высокими показателями по шкалам «интерес к наркотикам» и «социальные установки». Можно предположить, что подросток, попавший в эту группу, принадлежит к асоциальной группе и реализует аддиктивное поведение.

К полученным результатам нужно относиться достаточно осторожно. С помощью опросника можно определить «напряженные» места в школе (класс, параллель), но ни в коем случае не «поставить диагноз» конкретному ребенку. Повышенный интерес к наркотикам может быть связан, например, и с тем, что кто-то из близких людей находится в ситуации зависимости.

Пример обработки результатов. Шкала «стремление к риску». Общее количество опрошенных – 288 старшеклассников. Кривая распределения данных опроса имеет вид кривой нормального распределения. Среднее значение (М) = 19,48. Стандартное отклонение (СТ) = 4,91. Средние значения: (19,48 – 4,91) – (19,48 + 4,91) = 14,57 – 24,39 = 15-24. Низкое значение: 6-14. Высокое значение: 25 – 36. 214 человек реализуют среднее стремление к риску, 42  человека – низкое, 32 – высокое. Таким образом, среди 288 человек в группу риска по фактору «неадекватное стремление к риску» попадает 42 + 32 = 74 человека.

Требования к процедуре проведения. Опрос проводится анонимно. На процедуру уходит примерно 30 минут. Важно, чтобы во время исследования класс был в максимально полном составе. Если на момент проведения опроса в классе отсутствует больше, чем пятая часть учеников класса, то мероприятие лучше перенести на другое время. Это важное требование, поскольку, как указывалось выше, обработка результатов и определение норм проводится для каждой выборки. Отсутствующие школьники могут быть как раз «претендентами» во 2-ю или 3-ю группу риска, а значит, повлиять на определение норм значений и интерпретацию результатов в дальнейшем. О том, что опросник будет проводиться, лучше сообщить ребятам заранее.

Для большей вероятности правдивых ответов к подросткам лучше обращаться как к экспертам, с просьбой о помощи. Кроме того, в инструкции говорится о возможности получить обратную связь в индивидуальной беседе. В дальнейшем этот ход можно использовать для начала более серьезной диагностической беседы. Опросник предназначен для использования в период актуального риска, и действительно, подростков очень интересуют результаты, полученные в ходе процедуры. Для школьных психологов эти результаты могут быть хорошим материалом для обсуждения вопросов ребят, касающихся этой области, связанной с наркотиками. Это могут быть их вопросы о себе или же о тех ситуациях, которые подростки наблюдают в своем окружении. В любом случае подобная беседа есть один из вариантов прямой профилактики. В то же время подобные индивидуальные консультации являются стартом специальной адресной работы с детьми, попавшими в группу риска, поскольку позволяют выяснить дефициты ребенка и построить индивидуальные траектории развития.

Ещё раз подчеркнем, что получить данные нужно (минимум) по всей параллели классов, так как основной принцип интерпретации их – это сравнительный анализ, на основании которого строятся гипотезы о «локализации» в школе «зон риска». Опрос должен проводиться каждый год, чтобы иметь возможность анализировать динамику «групп риска».

Данные опроса нельзя использовать вне контекста профилактических программ.

Инструкция(пример). «Здравствуйте, меня зовут,,, Психологическая служба  гимназии (школы) проводит исследование среди старшеклассников для того, чтобы понять ситуацию в нашей гимназии (школе), связанную с риском попадания в наркозависимость. Это исследование проводится каждый год, и такой опросник вы заполняли в прошлом году. Но за это время изменились Вы сами, изменилась ситуация в школе и за её пределами. Для нас важно понимать, как изменилась ситуация. У нас в гимназии, остается ли она стабильной (то есть не увеличилась группа риска), или ситуация ухудшается (увеличилась группа риска).

Заполнив опросник, Вы сможете узнать о себе: склонны ли Вы к зависимости от наркотиков, алкоголя, компьютеров или других людей; какие внутренние качества могут стать причиной вашей зависимости. Если вас заинтересуют результаты, Вы сможете обратиться …(сообщает к кому, когда и куда можно обратиться).

Поскольку опросник анонимный, обозначьте бланк каким-нибудь свои значком, чтобы Вы могли отыскать его среди других. Итак, внимательно прочитайте каждое утверждение и отметьте крестиком то положение, которое выражает степень Вашей близости к той или иной позиции. Не пропускайте утверждений, это очень важно».

В конце процедуры задается ещё один вопрос (дополнительно см. ниже пункт «Валидизация опросника»).

«Ребята, я прошу вас отнести себя к одной из трех групп. Первая – те, кто ни разу не пробовал ни одного наркотического вещества, кого совершенно не интересует проблема наркотиков. Вторая – те, кто интересуется этой проблемой, может говорить об этом с друзьями и знакомыми и хотя бы один раз в жизни пробовал какой-нибудь наркотик. Третья – те, кто не один раз пробовал какой-нибудь наркотик.

По окончания заполнения, сдайте опросник мне.

За результатами Вы можете подойти …..»

Инструкция может варироваться в зависимости от задач и условий проведения. К примеру, если исследование проводится впервые, то инструкция может быть такой:

«Здравствуйте, меня зовут…..Я занимаюсь изучением проблемы наркомании. Ни для кого из Вас не секрет, что в нашей стране, в нашем городе количество наркотически зависимых людей увеличивается с каждым днем. Очень часто получается так, что чем-либо помочь этим людям невозможно. Как правило, наркоманы, когда начинают употребление препаратов, могут и не подозревать, что станут зависимыми и не смогут бросить наркотики. Заканчивается все для этих людей, как правило, фатально.

Заполнив этот опросник, Вы сможете узнать, попадаете Вы в группу риска или нет.

Поскольку опрос анонимный, то Вы можете писать или не писать свое имя. Но если вы захотите узнать свой результат, то пометьте бланк опросника каким-нибудь значком, чтобы потом найти его среди других.

Для того чтобы правильно ответить на вопросы, давайте договоримся, что в данном случае наркотиками мы не будем считать сигареты и алкоголь, тогда как клей или таблетки – это наркотики.

Посмотрите бланк опросника. Между утверждениями есть клеточки. Ставьте крестик в ту клеточку, которая расположена ближе к тому утверждению, с которым Вы больше согласны. Внимательно читайте утверждения и не оставляйте пустых строк».

Валидизация опросника. Для проверки полученных результатов участникам опроса (подросткам) предлагалось отнести себя к одной из трех групп. Задание сопровождалось следующей инструкцией: «Ребята, опросник, который вы только что заполняли, ещё не отработан и не завершен. Поэтому, чтобы мы могли понять, верные ли он дает результаты, я прошу Вас отнести себя к одной из трех групп. Первая – те, кто ни разу не пробовал ни одного наркотического вещества, кого совершенно не интересует проблема наркотиков. Вторая – те, кто интересуется этой проблемой, может говорить об этом с друзьями и знакомыми и хотя бы один раз в жизни попробовал какой-нибудь наркотик. Третья – те, кто не один раз пробовал какой-нибудь наркотик».

Такой способ экспертной проверки мы сочли самым целесообразным, так как:

1) мы спрашиваем подростков о вполне осознаваемых вещах (он является единственным человеком, знающим точный и правильный вопрос на этот ответ);

2) дети не находились в ситуации «разоблачения», к ним обращались как к экспертам с просьбой о помощи;

3) учитывая свойственную подросткам склонность к демонстративному поведению, мы рассчитывали на то, что попробовавшие наркотики ребята об этом напишут;

4) человек, проводивший опрос, не относился к группе обучающих ребят педагогов.

Сравнительный анализ результатов опросника и групп, поставленных детьми, показывает, что общее количество совпадений достаточно высоко (10-11 классы более 80%), что говорит о том, что опросник обладает достаточно высокой совпадающей валидностью.

 

 

 

Бланк опросника «Группа риска наркотизации» (ГРН)

Инструкция. Прочитайте, пожалуйста, каждую пару утверждений и отметьте крестиком то положение, которое выражает степень Вашей близости к той или иной позиции.

Утверждение

6

5

4

3

2

1

Утверждение

1. Я не собираюсь откладывать удовольствия из-за других важных дел.

 

 

 

 

 

 

1. Я откладываю удовольствие, если сейчас есть важные дела.

2. Мне часто бывает скучно.

 

 

 

 

 

 

2. Мне не бывает скучно.

3. В своей жизни мне довелось разговаривать с людьми, употребляющими наркотики.

 

 

 

 

 

 

3. В своей жизни мне не приходилось общаться с людьми, употребляющими наркотики.

4. Кроме уроков в школе у меня нет никакого другого важного дела.

 

 

 

 

 

 

4. Кроме уроков в школе у меня есть и другие важные дела.

5. Я жажду новых впечатлений.

 

 

 

 

 

 

5. Мне не нужны новые впечатления.

6.Некоторые мои друзья употребляют наркотики.

 

 

 

 

 

 

6. Мои друзья не употребляют наркотики.

7. Бывают моменты, когда я чувствую, что от меня все отвернулись

А. Я не пытаюсь понять причину возникновения этой ситуации.

 

 

 

 

 

 

А. Я пытаюсь понять, в чем причина.

Б. Я ничего не делаю.

 

 

 

 

 

 

Б. Делаю все, чтобы исправить такое положение дел.

8. Я легко назову шесть наркотических веществ.

 

 

 

 

 

 

8. Я не смогу назвать более двух наркотических веществ

9. Плохие оценки меня не волнуют.

 

 

 

 

 

 

9. Я очень переживаю из-за плохих оценок.

10. Я интересуюсь книгами, фильмами о наркотиках и людьми, к ним причастными

 

 

 

 

 

 

10. Мне не интересны книги, фильмы о наркотиках и люди, к ним причастные.

 

Утверждение

6

5

4

3

2

1

Утверждение

11. Я знаю о наркотиках больше своих сверстников.

 

 

 

 

 

 

11. Я знаю о наркотиках не больше своих сверстников.

12. Мне безразлично, что думают обо мне мои родители.

 

 

 

 

 

 

12. Мне далеко не безразлично, что думают обо мне родители.

13. Мне есть о чем поговорить с людьми, причастными к наркотикам.

 

 

 

 

 

 

13. Мне не о чем поговорить с людьми, причастными к наркотикам.

14. У меня нет плана на будущую жизнь.

 

 

 

 

 

 

14. У меня есть четкий жизненный план.

15. Когда друзья предлагают мне сделать что-то запретное, но интересное, я соглашаюсь.

 

 

 

 

 

 

15. Когда мне друзья предлагают сделать что-то запретное, но интересное, я не соглашаюсь.

16. Если бы у меня была возможность выбирать, то я бы:

Спрыгнул с парашютом

 

 

 

 

 

 

Сыграл в компьютерную игру, имитирующую прыжки с парашютом.

17. Я считаю, что здоровый образ жизни не важен.

 

 

 

 

 

 

17. Я считаю, что здоровый образ жизни –это важно.

18. Мне все равно, хороший у меня характер или нет.

 

 

 

 

 

 

18. Мне важно, хороший у меня характер или нет.

19. Я ничего не делаю для того, чтобы родители могли мною гордиться.

 

 

 

 

 

 

19. Я делаю всё, чтобы родители могли мною гордиться.

20. Я не стараюсь сделать свой характер лучше.

 

 

 

 

 

 

20. Я стараюсь изменить свой характер в лучшую сторону.

21. Мне все равно, что думают обо мне одноклассники.

 

 

 

 

 

 

21. Для меня важно, что думают обо мне мои одноклассники.

Утверждение

6

5

4

3

2

1

Утверждение

22. Я ничего не делаю для того, чтобы мои одноклассники думали обо мне хорошо.

 

 

 

 

 

 

22. Я делаю все, чтобы мри одноклассники думали обо мне хорошо.

Интерпретация результатов. Напомним, что данная методика предназначена для определения динамики степени (актуальности) риска появления зависимого поведения в связи с устройством образования и реализацией профилактических программ в конкретном образовательном учреждении. В этом смысле методика не служит инструментом психологической диагностики, скорее это один из инструментов оценки эффективности реализуемых программ профилактики. Надо помнить, что в данном случае единицей анализа является не конкретный подросток, а группа (класс) в контексте всей параллели или школы. Можно сказать, что речь идет даже не о группе риска, а о риске в группе, о риске для группы.

Как работать с данными. 1. Обобщение данных по группам. После обработки бланков, определения норм значений и подсчета интегрального показателя, свидетельствующего о «группе риска», проводится обобщение данных по всем группам (классам) и сведение их (данных) в таблицу:

Класс

Кол-во отсутствующих

Группа не рискующих

1-я группа риска

2-я группа риска

3-я группа риска

 

 

 

 

 

 

 

Пример таблицы обобщенных данных для одной из школ (2002 г.), № = 343 человека:

Класс

Отсутств.

Группа не рискующих

1-я группа риска

2-я группа риска

3-я группа риска

8а (27 чел.)

2

10

15

-

-(+ 2)

8б (24 чел.)

1

9

9

3

2(+1)

8в (25 чел.)

3

11

10

1

- (+3)

8г (28 чел.)

-

13

13

2

-

8д (24 чел.)

3

10

5

4

2(+3)

8е(33 чел.)

2

14

13

2

2(+2)

8м (20 чел.)

2

8

8

1

1(+2)

9а (28 чел.)

4

12

7

3

2(+4)

9б (31 чел.)

6

14

8

2

1(+6)

9в (28 чел.)

4

9

13

1

1(+4)

9г (28 чел.)

1

11

8

6

2(+1)

9д (30 чел.)

2

12

12

3

1(+1)

9м (20 чел.)

1

4

11

3

1(+1)

Итого:

33

143(41,7%)

146 (42,6%)

37 (11%)

17 (5%)

 

2. Анализ динамики групп риска. Следующим шагом проводится сравнение данных, полученных в предыдущие годы, оформляется вывод относительно динамики групп риска и выдвигаются гипотезы о полученных результатах.

 

3. Определение наиболее «напряженных» мест. На этом шаге необходимо отметить, результаты в каких группах (классах) среди всей выборки вызывают наибольшие опасения: в каких классах самые много численных 2-я и 3-я группы риска, в каких классах наблюдается ухудшение ситуации (т.е. динамика групп риска в сторону увеличения 2-й и 3-й групп). Однако бывает трудно оценить ситуацию по первому параметру, особенно, если подобное исследование проводится впервые. Это связано с тем, что иметь только количественные показатели распределения по группам риска недостаточно. Ситуация, когда 3-ю группу риска составляют один или два человека, может быть более тревожной, чем когда эту группу риска составляют, например, пять человек из класса. Безусловно, даже наличие одного подростка в 3-й группе риска (неоднократные пробы наркотика, аддиктивное поведение) является тревожным симптомом и требует серьезных мер относительно этого ученика. Однако для оценки ситуации в классе в целом необходимо дополнительное исследование, связанное с определением риска для группы.

4. Оценка группового риска. Интенсивность распространения аддиктивного поведения в классе зависит, с одной стороны, от индивидуальных особенностей школьников (реализующих в поведении стратегию избегания или преодоления), с другой – от характеристик самой группы. В связи с этим необходимо отвечать на следующие вопросы:

- Какова социальная структура группы (класса). Если класс представляет собой иерархическую группу с высоким уровнем контактности, взаимности и сплоченности, то можно говорить о высоком риске аддиктивного заражения.

- Каков социальный статус в классе подростков 2-й и 3-й групп риска (по опроснику). Если эти подростки являются лидерами для большинства членов класса, то можно говорить о высоком риске аддиктивного заражения.

- Какова численность 2-й и 3-й групп риска, и каковы характеристики взаимодействия этих подростков друг с другом.  Если подростки 2-й и 3-й групп риска образуют открытую группу и имеют много контактов с другими членами класса, то можно говорить о высоком риске аддиктивного заражения.

- Каковы ценностные ориентации группы (класса). Если ценностные ориентации класса допускают асоциальную направленность, то можно говорить о высоком риске аддиктивного заражения.

Для ответа на эти вопросы могут быть использованы, например, такие методики, как социометрия, анкета приемлемости, методика «Ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), атмосфера в группе (Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2000).