Главная » Технология для курсов (форсайт-технология, дискуссия)

Технология для курсов (форсайт-технология, дискуссия)

Технологии для курсов!!

Форсайт-технология

Термин «Форсайт» (foresight – с англ. предусмотрительность, предвидение, взгляд в будущее) становится все более популярной инновационной технологией построения видения будущего как уже прошедшего. Форсайт нужен для повышения качества принимаемых в настоящий момент решений и для ускорения достижения желаемого результата.

В основе идеологии Форсайта – современные разработки в области футурологии, прогнозирования, стратегического анализа. Форсайт как метод интеграции специальных знаний о будущем (из философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, педагогики и т.д.), собранных у тех, кто влияет или может влиять на его приближение.

Цель Форсайта – создание желаемого образа будущего с написанием отчета о его достижении. Размышляя о будущем как о прошедшем, мы воздействуем на завтра и достигаем самых крупных из возможных социальных выгод здесь и сейчас. Форсайт можно использовать для построения личной карьеры, для переориентации социального проекта с процесса на результат, для создания прогнозных сценариев развития общества.

Форсайт отличается почти от всех известных инструментов предвидения тем, что  он предполагает участие не только в формировании картинки предвидения, но и зовет участников к активным действиям по реализации ими же, предсказываемых изменений.    

Суть технологии Форсайта состоит не в том, чтобы запланировать или составить долгосрочный прогноз, а в том, чтобы  выявить варианты наступающего возможного будущего, сформулировать альтернативные ориентиры для АКТИВНОЙ части участников Форсайта. Что это означает:

  • Определение возможных сценариев развития объекта;
  • Выработка форм достижение консенсуса у участников по выбору того или иного желательного сценария;
  • Активизация  широких слоев, то есть привлечение новых участников Форсайта, что должно привести к расширению его поля, и росту гражданской культуры.
  • Принятие  мер по его реализации в виде полученных в ходе Форсайта форм развития будущего.  

В работе по технологии Форсайта очень важно понимать, кроме того «ЧТО же мы делаем» («проектируем из Будущего!»), нужно еще и рассмотреть вопрос «КАК мы это делаем». И вот это «КАК» раскрывать надо значительно больше, чтобы понять, что собственно изменилось с появлением Форсайта, как технологии. Без  этого «КАК» понять технологию нельзя.

Форсайт не сводится к прогнозированию, это нечто большее, так как его задачей является не только представить себе будущее, но и получить план действий достижения желаемой картинки этого будущего. Тем не менее, прогнозирование в Форсайт входит, это его часть, не целое – но важная и неотъемлемая часть, так как нельзя говорить о будущем, совершенно его не представляя, и тут без прогнозирования обойтись трудно.

Поскольку форсайт-технологии - это процедура «сетевого планирования», то она подразумевает, что после окончания Форсайта начнется выполнение созданного плана. Важно понимать, что план этот не статичен, он постоянно меняется и корректируется, опираясь на созданную «дорожную карту», которая может быть очень многогранна, поскольку необходимо учитывать многочисленные альтернативные линии развития. Но это план, и он имеет смысл, только если его выполняют. Кто? Участники МЧС как центра, разрабатывающего нужный результат как долгосрочные последствия принятого в данный момент решения. Точное описание уже достигнутого результата – это возможность сконцентрироваться на главном, сэкономить ресурсы (прежде всего, время). Благодаря знанию будущего – занимаясь его прогнозированием – мы избавляемся от стихии неупорядоченных действий, спонтанности и некомпетентности в работе, от непрофессионального «любительского» отношения к делу.

Цель в Форсайте позитивна и конкретна. Очень важно понимать, что будущее индивидуально для каждого конкретного человека, потому что оно соответствует его ценностям, наклонностям и способностям, Только сам человек, создав точную и конкретную формулировку своего будущего, может оказывать на него влияние здесь и сейчас. Будущее нужно не для того, чтобы его описать, а для того, чтобы ввести его во все формы коммуникации прямо сейчас. Чем конкретнее будущее, тем короче является активная фаза его достижения. Понятное будущее всегда благотворно влияет на человека, повышает его уровень оптимизма. Вдохновляющим элементом Форсайта является возможность наградить себя всем, чем только можно вообразить. Ожидание поощрения поможет поддержать в себе интерес, детский восторг, с которым обычно человек ждет  общения с идеальным, лучшим. Управляемое будущее делает человека счастливым.

 

Пример реализации Форсайт-технологии.

1. Представьте, что вы в 2020 году. Сбылись все ваши мечты. Вы счастливы и благодарны.

2. Опишите, какой вариант будущего успеха вам наиболее близок (например, вы – руководитель большой компании, вы – президент, вы – успешный ученый, вы – глава замечательного большого счастливого семейства, вы – самый богатый человек на планете, вы – великий художник, вы – миротворец, вы – знаменитый на весь мир кутюрье, вы – посол доброй воли и т.д.

3. Опишите свои чувства, ощущения, насладитесь вашим Форсайтом.

4. Поздравляем! Сейчас, пока вы еще в 2020 году, напишите, какие самые радостные моменты произошли с вами до 2020 года:

- с вами лично;

- с вашей семьей;

- с вашими друзьями;

- с вашей работой;

- с вашей страной;

- с планетой Земля.

5. Перечислите, кто из вашего окружения оказал наибольшее влияние на ваше такое успешное настоящее (знакомые с детства, друзья, учителя, родители, интернет-сайты, соседи, коллеги, сотрудники МЧС, сотрудники служб сервиса, сотрудники компаний мобильной связи, сотрудники СМИ, специалисты ЖЭК, консультанты, страховые агенты и т.д.).

6. Почувствуйте благодарность к людям, встречающимся в вашей жизни и помогающим вам стать счастливым.

7. Возвращайтесь из 2020 года в наше время. Можно проанализировать, что произошло с участниками реализации Форсайт – технологии.

Зная свое радостное будущее, человек избавляется от стрессовой, экстремальной, тупиковой обстановки. Благодаря Форсайту человек сам определяет наиболее вероятное развитие, в котором не нужно время на проверку тупиковых направлений своего будущего.

Благодаря предсказуемости  будущего возникает сознательная организация индивидуальной деятельности, с одной стороны, ограждающая нас от поглощения рутинной работой, с другой – намечающая перспектива раскрытия собственных возможностей, а вслед за ними – возможностей окружающей вас среды.

Дискуссия

Дискуссия – диалог, в котором стороны стремятся выработать единое мнение, достигнуть соглашения по обсуждаемому вопросу. «Если единогласие достигнуто, дискуссия оканчивается». В ее ходе могут возникнуть споры, полемика, но цель не может состоять в победе над противником, иначе дискуссия будет безрезультатной.

Добиться эффективности дискуссии - задача не из легких. Одна из наиболее часто встречающихся на этом пути ловушек - опасность для группы ограничиться только обменом мнений. Это просто демонстрация своей позиции. Никто не поясняет, почему придерживается того или иного мнения, не подвергает сомнению своей позиции, не пытается понять, почему оппонент думает иначе. Ничего нового не рождается. Каждый остается при своем мнении и глух к мнению других. Какова ценность такой дискуссии? Безусловно, участники группы получают богатую информацию о распределении позиций в группе. В случае несовпадения мнений могут возникать конфликты, которые выполняют мотивирующую роль, стимулируют желание участников группы высказаться, заявить свою позицию. Спор часто приобретает характер простой склоки (так называемые коммунальные конфликты), потому что о мнениях бессмысленно спорить, у них нет оснований. Но высказанные мнения могут послужить материалом для более серьезной работы.

Дискуссия станет более продуктивной, если от спора о мнениях группа перейдет к высказыванию обоснованных суждений. Обоснованное суждение от мнения отличается наличием аргументов. "Почему я так считаю? "- вот вопрос, на который каждый участник группы должен ответить другим и, прежде всего, себе. Возможно, ответив на вопрос "почему", он изменит свое первоначальное мнение. С аргументами уже можно работать. Можно оценивать их значимость и степень соответствия действительности, сравнивать их убедительность. Групповая дискуссия поднимется еще на ступень выше, если каждый участник и группа в целом задастся вопросом: "Откуда взялись эти аргументы?" Это уже процесс анализа и проблематизации оснований мнений (проблематизировать означает подвергать сомнению).

Этапы дискуссии.

Дискуссия – это, прежде всего собрание людей. Установлено, что оптимальная длительность совместной умственной деятельности большого числа людей не превышает 40-45 минут.  Обычно дискуссия проводится в пять этапов:

1. Определение ведущим темы (предмета) обсуждения, объяснение причины ее выбора, определение ее цели, знакомство с имеющимися в группе разногласиями (в этом случае он берет на себя частично труд оппонентов и это сразу «разгоняет «дискуссию»).

2. «Демонстрация тезисов». Ведущий по очереди дает слово участникам, которые излагают свое мнение по вопросу. На этом этапе споры еще не могут возникнуть, это еще развитие действия.

3. «Аргументация, спор». В дискуссии по спорной теме после второго этапа, когда все уже высказали свои тезисы, появляются лидеры. Это люди наиболее темпераментные, более убежденные, чем прочие. Они лучше умеют формулировать свои мысли, обобщать и выражать мнения своих единомышленников. Между такими вот лидерами на данном этапе возникает спор, может быть, и полемика.

4. «Проект решения». Все участники по очереди высказывают свое окончательное мнение по вопросу, выносят предложения по проекту итогового документа дискуссии. В проекте отражаются, суммируются мнения всех участников.

5.  «Решение». Ведущий подводит итог дискуссии и зачитывает проект решения.

Роль ведущего в подготовке и проведении дискуссии.

Ведущий дискуссии должен хорошо владеть речью, обладать быстрой реакцией и выдержкой. Он должен быть тактичным и вместе с тем волевым человеком, пользоваться авторитетом у присутствующих. На его долю выпадает наиболее сложная работа во время самой дискуссии:

-   он готовит вступительное слово;

-   во время дискуссии определяет очередность выступлений, предоставляет слово или, смотря по обстоятельствам, просить повременить с выступлением;

-  следит за часами, не позволяя говорить дольше установленного регламентом времени;

-  помогает участникам (если это необходимо) яснее формулировать свои мысли;

-  подводит итог выступлениям участников по каждому кругу обсуждения;

-  вскрывает противоречия в словах выступающего, если тот противоречит сам себе;

-  следя за выступлениями, он сталкивает противоречивые тезисы оппонентов, предлагает выяснить истину в открытом споре;

-   готовит проект решения и ставит его на утверждение.

Как видно, ведущий – «архитектор» дискуссии. Его цель – неумолимо, настойчиво двигать дискуссию к решению.

Цель диалога, который всегда строится по схеме «вопрос — ответ», сводится к анализу какой-либо проблемы. Для всестороннего, системного охвата ситуации требуется соответствующий набор вопросов.

Типы вопросов:

Закрытый вопрос — это вопрос, на который можно дать однозначный ответ («да», «нет», назвать точную дату, имя или число и т.п.) Обычно они либо начинаются с местоимения «Вы», либо содержат его в вопросительной конструкции. Например, «Вы утверждаете, что...», «Не будете ли Вы возражать, если...», «Вы не будете отрицать, что...». Обычно они задаются с целью не столько получить информацию, сколько получить от собеседника согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности.

Открытый вопрос — это вопрос, на который трудно ответить кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы. Такие вопросы начинаются со слов «почему», «зачем», «каким образом», «каковы ваши предложения», «каким будет ваше решение по поводу» и т. п., а это предполагает развернутый ответ в свободной форме. Открытые вопросы задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию собеседника, они дают ему возможность маневрирования и более обширного высказывания.

Альтернативный вопрос представляет собой нечто среднее: задается он в форме открытого вопроса, но при этом предлагается несколько заранее заготовленных вариантов ответа. Например: «Каким образом вы решили стать юристом: сознательно выбрали эту специальность, пошли по стопам родителей, решили поступать вместе с другом или сами не знаете почему?»; «Как вы считаете, когда нам лучше провести следующее заседание: уже на этой неделе или перенесем его на следующую?».

Риторические вопросы не требуют прямого ответа и задаются с целью вызвать у собеседника ту или иную реакцию: акцентировать их внимание, заручиться поддержкой со стороны участников деловой встречи, указать на нерешенные проблемы. Например: «Можем ли мы считать произошедшее нормальным явлением?»; «Мы ведь придерживаемся единого мнения по данному вопросу?»; «Когда наконец люди научатся понимать друг друга?».

Вопросы для обдумывания вынуждают собеседника тщательно анализировать и комментировать то, что было сказано. Например: «Сумел ли я убедить вас в необходимости пересмотреть условия договора или вы считаете, что мы справимся с создавшейся ситуацией?»; «Какие меры вы можете принять?»; «Правильно ли я понял ваше предложение о том, что...?»; «Считаете ли вы, что...?». Цель этих вопросов — создать атмосферу взаимопонимания, подвести промежуточные и окончательные итоги деловой беседы (дискуссии).

В ходе ответа на вопрос такого типа:

  • собеседник должен обдумывать высказываемое мнение;
  • создается благоприятная атмосфера для аргументации на основе общего подхода к проблеме;
  • собеседнику предоставляется возможность внести поправки в изложенную позицию.

Зеркальный вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой стороны. Это позволяет (не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений) оптимизировать разговор, привнести в него новые элементы, придающие диалогу подлинный смысл и открытость. Такой прием дает гораздо лучшие результаты, чем круговорот вопросов «почему?», которые обычно вызывают защитную реакцию, отговорки, поиски мнимых причин, унылое чередование обвинений и самооправданий и в результате приводят к конфликту.

Контрольные вопросы помогают управлять вниманием собеседника, позволяют вернуться к предыдущим этапам работы, а также проверить достигнутое понимание. Следует отметить, что контрольные вопросы типа «кто, что?» ориентированы на факты, а вопросы «как, зачем?» направлены на человека, его поведение, внутренний мир.

Выбирая, какой вопрос задать, думайте о двух вещах. Во-первых, задавайте вопрос только тогда, когда вы действительно хотите услышать, что ваш собеседник вам ответит. Не важно, насколько вы искусны в ведении беседы, собеседник все равно почувствует фальшь по вашим движениям или интонации. Во-вторых, стремитесь работать в двух планах, что означает умение вести беседу не только так, как интересно и хочется вам, а так, чтобы и собеседнику было приятно разговаривать с вами. Самый скучный разговор - это когда оба участника пренебрегают интересами друг друга.